?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 January 2003 @ 02:36 am
Экономическая география Деда Мороза ("Российский региональный бюллетень")  
Алексей Титков. Экономическая география Деда Мороза

Для экономики в целом новогодние праздники - это череда выходных дней, выбивающая страну из трудового графика. В статистических сводках за январь любого года почти неизбежно отмечается спад по сравнению с предшествующим ему декабрем. Индустрия новогодних развлечений - с елками, утренниками, Дедами Морозами и Снегурочками, с подарками и поездками на отдых - в эти же дни оживает и расцветает. Прошедший 2002 г., возможно, должен быть оценен как год становления новогоднего рынка, его раздела между еще недавно конкурировавшими проектами.
История борьбы за марку “родины Деда Мороза” оказывается на удивление похожей на историю развития капитализма в “настоящих” отраслях экономики, как в капле... нет, правильнее сказать - как в снежнике или льдинке отражает основные ее этапы.
Вначале были предприимчивые комсомольцы. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 г. были созданы ЗАО “Дом Деда Мороза” и ТОО “Почта Деда Мороза”, зарегистрированы соответствующие товарные знаки.
Три года спустя еще одна резиденция Деда Мороза была создана в Лапландском биосферном заповеднике под Мончегорском (Мурманская область). Теперь главными организаторами были не комсомольцы, а ученые из заповедника, с деньгами помогла Кольская АЭС. Для туристов усадьба на Чунозере, конечно, почти недоступна, но главные доходы, как и в Архангельске, ожидались не от них, а от продажи новогодних марок и конвертов, от почтовой рекламы. Сколько-нибудь заметного соперничества между двумя дедморозовскими столицами не было, оба проекта тихо развивались, как могли, охватывая в основном детишек из своей округи.
Все изменил 1998 г., все изменил Ю. Лужков. Проект “Великий Устюг” появился как побочный продукт политической активности московского мэра, искавшего по всей стране союзников к думским и президентским выборам. Поездка в пострадавший от наводнения Великий Устюг, теплый прием на базе отдыха леспромхоза “Новаторский”, компания Зураба Церетели и вологодского губернатора Вячеслава Позгалева - все вместе это дало идею объявить Великий Устюг родиной Деда Мороза, а леспромхозовскую базу сделать дедморозовской вотчиной. В декабре 1998 г. великоустюгоский Дед Мороз в первый раз прибыл в столицу, где его на пару встречали Ю. Лужков и В. Позгалев. В следующие годы великоустюгскому Деду Морозу была обеспечена поддержка на самых верхах власти: за него высказалось руководство “Роскомсвязи”, его признал председатель правительства М. Касьянов. Результаты налицо: на архангельский и мончегорский адреса Деду Морозу приходили по две-три тысячи писем, на великоустюгский - около сотни тысяч.
Появление Деда Мороза из настоящих тяжеловесов подтолкнуло к борьбе за марку “родины Снегурочки”, которая развернулась в 1999-2000 гг. Были два серьезных претендента - Кострома, неподалеку от которой, в усадьбе Щелыково, была написана пьеса Александра Островского, и Тихвин, в котором Николай Римский-Корсаков сочинял музыку к “Снегурочке”. После того как лужковцы остановили выбор на костромской Снегурочке, грандиозный проект “Страны Снегурии” под С.-Петербургом был тихо свернут, зато турфирмы, занимающиеся поездками по Золотому Кольцу, добавили в свои предложения туры “Новый год на родине Снегурочки”, по цене сопоставимые с путевками в Анталию или Хургаду.
Лужковско-вологодский проект, ворвавшийся на полусонный рынок услуг “главных Дедов Морозов”, не только заставил его оживиться - он подвел жирную черту под списком претендентов на роль родины Деда Мороза. Теперь, чтобы продвинуть новый дедморозовский проект общероссийского значения, требуется немалая выдумка, чтобы найти свою нишу. Трудно не значит невозможно - по крайней мере одна “история успеха” после 1998 г. уже обозначилась: Олонецкие игры Дедов Морозов, с 2000 г. уже трижды прошедшие в Карелии на деньги Фонда Сороса и правительства республики. Игры проводятся в начале января и собирают Дедов Морозов и Снегурочек из двух-трех десятков регионов. Последние, третьи, запомнились настоящей свадьбой Дед Мороза из Северодвинска со Снегурочкой из Пензы, познакомившихся годом раньше, на вторых играх. Олонец, старинный губернский город, - столица местного карельского “Деда Морозика” Паккайне, который и считается хозяином игр.
В самой великоустюгской “вотчине Деда Мороза” дела пока идут ни шатко ни валко: развлечений маловато, инфраструктуры почти никакой, все в планах и проектах (среди них первоочередные - строительство и реконструкция трех гостиниц на 200 мест в сумме); из первых успехов - выпуск фирменной, с еловым привкусом, водки “От Деда Мороза”. Но в борьбе с конкурентами на дедморозовском рынке успехи очевидны. Захватив ведущие позиции, московско-великоустюгский проект стал на них закрепляться с завидной целеустремленностью. 2000 г.: создана Академия Дедов Морозов, сначала московская с великоустюжской стажировкой в Великих Луках, потом, как предполагается, постоянно в Великом Устюге. 2001 г.: организован съезд Дедов Морозов на ВВЦ вместе с выставкой производителей новогодней продукции (не только отечественных - были фирмы с Украины, из Белоруссии и, конечно, Китая), встреча организаторов новогодних мероприятий.
К нынешнему году альтернативным родинам Деда Мороза, прежде всего архангельской, стало понятно, что остановить наступление Великого Устюга им не под силу, надо договариваться. По словам директора архангельского АО “Дом Деда Мороза”, “...всем детям известно, что [Дед Мороз] живет на Северном полюсе. А под Новый год он приходит ко всем сразу. И в Архангельск, и в Великий Устюг, и в Москву. Пусть будут хоть по всей стране вочтины Деда Мороза”. Московско-вологодская команда тоже не заинтересована в громких разбирательствах, судебных или просто печатных. В результате родилась идея “Серебряного Кольца Деда Мороза”, в котором бы нашел свое место каждый из региональных дедморозовских проектов. Перспективы самые широкие: мурманскому проекту, например, предложили подумать над новогодними экскурсиями на Северный полюс - клиенты из богатых экстремалов наверняка найдутся. В Архангельске, безнадежно проигравшем первенство по Деду Морозу, родились новые идеи - стать родиной Бабы Яги и построить “настоящий” волшебный НИИЧАВО из сочинения братьев Стругацких: возможно, этим проектам, если они начнут продвигаться, тоже найдется место в “серебряном” новогоднем туризме.
В ноябре ушедшего года на втором дедморозовском форуме в ВВЦ идея “Серебряного Кольца” была представлена широкой публике. С этого времени рынок Дедов Морозов, главных и не главных, дедморозовских домов, вотчин, резиденций можно считать практически сложившимся и более или менее урегулированным. Новые дедморозовские инициативы продолжают появляться. Так, еще одна резиденция Деда Мороза объявлена в Перми, но для нее осталась свободной только местная, региональная ниша: “наш прикамский Дед Мороз”. Если новички захотят выйти на общероссийский уровень, им придется искать свое место в тени уже проявивших себя и заматеревших главных Дедов Морозов.
Впрочем, для наступившего года экономические темы будут уже менее интересными. Политическая вежливость московского мэра, отдавшего на новогоднюю ночь “своего” деда Мороза президентскому С.-Петербургу, агитационный дедморозовский поезд до Хабаровска под лозунгом “Единая Россия - нет далеких расстояний”, финансирование которого, как сообщалось, “пробивал” руководитель думской фракции ОВР Вячеслав Володин, - это уже приметы предвыборного 2003 г.

Где живет Дед Мороз: ответы москвичей и воронежцев (декабрь 2002 г.). Москвичи: Великий Устюг - 20%; Лапландия - 16%; Северный полюс - 18%; нигде - 11%; другие варианты - 10; затруднились ответить 25%. Воронежцы: Великий Устюг - 9%; Лапландия - 25%; Северный полюс - 19%; нигде - 6%; другие варианты - 25%; затруднились ответить 13%.
Опрос в Москве проводил Независимый исследовательский центр РОМИР, опрос в Воронеже - Институт общественного мнения “Квалитас”.

[http://www.opec.ru/library/images/attach/238.doc]